КОМСОМОЛЬСК online
Воскресенье, 03.08.2025, 22:13   
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

ЕДИНСТВЕНЫЙ И НЕПОВТОРИМЫЙ ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ и ТВОРЧЕСТВА

Строительство Дворца культуры и творчества далось нелегко, но вот уже почти 33 года он явля­ется гордостью Комсомольска. А значит, все старания были не на­прасны. О первых страницах ис­тории Дворца расскажет Андрей Рыкус, в то время работавший главным ин­женером управления капиталь­ного строительства тогда еще Днепровского ГОКа, которое в 1982 г. завершило все работы на объекте и сдало Дворец в эксплуатацию.

История ДКиТ неразрывно связана с жизнью города. В 60-х-70-х годах прошлого столетия в юный строящий­ся Комсомольск-на-Днепре массово приезжают молодые специалисты. Жи­телям молодого города, помимо каждодневного быта и трудовых будней, хотелось праздника для души, они стремились к прекрасному. В резуль­тате появляются кружки по интересам. Одними из первых были хоровой, те­атральный и танцевальный коллекти­вы, агитбригада. Однако помещений, где бы можно было провести репети­цию, не было, потому собирались, как говорится, где придется. Комсомольчане ощущали острую потребность в ор­ганизации культурного досуга. И со временем возникла идея открыть клуб, где все коллективы были бы собраны под одной крышей. Так впервые заго­ворили о Дворце культуры.

В конце 70-х специалистам юного го­рода удалось убедить номенклатуру Совета Министров СССР включить в план строительства ДК. Это стоило не­малых усилий, ведь в небольшом на­селенном пункте замахнуться на воз­ведение столь масштабного здания - не просто Дома культуры, а целого Дворца, с малым и большим залами и множеством помещений для занятий, да еще и по индивидуальному проекту - было дерзким решением. «Нам не хо­телось брать типовой проект, - вспо­минает Андрей Рыкус. - В то время мно­го строилось Домов культуры, но они все были примерно одинаковые. А мы представляли себе не совсем обычное здание. После длительных переписок с высшим руководством страны все-таки удалось добиться разрешения на индивидуальный проект».

Подобного сооружения в виде шес­тигранника в Украине больше нет - Комсомольский ДК в своем роде един­ственный и неповторимый. Проект был разработан в Украинском зональном научно-исследовательском и проект­ном институте по гражданскому строи­тельству (Киев ЗНИИЭП). Автор проек­та - В. И. Бавиловский, который не про­сто воплотил пожелания Комсомоль­ска на бумаге, но и лично контролиро­вал процесс, подсказывал, советовал.

«Это был сложный период, - продол­жает Андрей Алексеевич, - потому что вышло постановление ЦК КПСС, запре­щавшее строительство объектов культурно-социального назначения (ста­дионов, дворцов культуры и др.). Вро­де бы уже все было налажено у нас, а тут раз - и такая новость. Мы включаем в списки наш проект, а нас вычеркива­ют, мы опять включаем, а нас опять вы­черкивают. И была найдена маленькая лазейка: Дворец культуры сооружать нельзя, а клуб - можно, но не более чем на 1100 зрителей. Пришлось переде­лывать документацию: изменили на­звание объекта и снизили количество мест. Но возник второй вопрос: стои­мость реализации проекта не должна превышать 2,5 млн. рублей. Изменили мы и смету, вложились в 2 млн. 490 тыс. В том, что наш проект вскоре включили в план, есть огромнейшая заслуга бывшего директора тогда еще Днепровского ГОКа Виталия Георгиевича Афонина. Во мно­гом благодаря ему и его инициативности, мы получили протокол утверждения проектно-сметной документации».

Началось строительство. Работы должен был выполнять трест «Кременчугрудстрой», но в первую очередь си­лы направлялись на промышленные объекты и жилье. Подрядчики «выгна­ли» коробку здания, а потом около двух лет не было почти никаких продвиже­ний. «Помню, как Виталий Георгиевич в начале мая 1982 года собрал руково­дство комбината и наше управление капстроительства и заявил, что до кон­ца года ДК обязательно нужно сдать, - рассказывает Андрей Рыкус. - Стал во­прос: кто же возглавит процесс? Кто-то предложил мою кандидатуру. Я согла­сился, но был в шоке, потому что за полгода достроить такое сооружение казалось нереальным. Там ведь были только голые стены. Верил, конечно же, что все получится, однако сомне­ния иногда закрадывались. Для вы­полнения задачи решили привлечь специалистов нашего ГОКа. Опера­тивку приходилось проводить 3 раза в день. График наметили очень плот­ный. Задействовали около 1000 работ­ников, поэтому стройка стала похожа на муравейник. Было очень трудно, но я не помню ни одного человека, кото­рый бы жаловался или не хотел рабо­тать. Потому что все «загорелись» иде­ей и с огромным энтузиазмом и бое­вым настроем выполняли работу». Чтобы не допускать простоев и ус­петь в срок, надо было обеспечить ра­бочих материалами, которые достава­ли во всех уголках Украины. А это не всегда было легко и просто. Первым стал вопрос наружной отделки стен здания, ведь нужно сделать и красиво, и надежно, и долговечно. Решение бы­ло найдено в виде специального соста­ва на основе клея ПВА. Но возникло очередное препятствие: как достать 50 тонн клея, который можно было получить только через Министерство обороны? Как говорится, всеми прав­дами и неправдами материал был раз­добыт. Но, по словам Андрея Алексее­вича, на этом сложности не закончи­лись: «Сразу хотел бы отметить, что огромную лепту в обеспечение строй­материалами и мебелью внесли со­трудники отдела снабжения Полтав­ского ГОКа. Хотя некоторые вопросы приходилось решать лично. Например, когда речь зашла о лестничных клетках и напольном покрытии. Где брать мра­мор, гранит, 1,5 тыс. кв. м паркета? Ждать выделения материалов по Гос­плану нереально, потому что в таком объеме и в такие короткие сроки это­го не получить. Но мир не без добрых людей. Через свои связи я узнал о городе Хуст в Закарпатской облас­ти, где можно достать хороший ка­мень в карьере, а в пригороде зака­зать деревянные изделия в цехе по изготовлению художественного пар­кета. Пришлось ехать к руководите­лям этих предприятий и уговаривать их помочь нам. В цехе по изготовлению паркета пере­знакомился с каждым работником, даже их диалект не­много выучил. Был там две недели и за это время успел убедить всех, что Дворец культуры очень нужен городу. И ребята выручили нас, выполнили свою работу на выс­шем уровне. Вот паркет уже в Комсомольске. Но, кто же сможет его положить? Нашли только семь краснодерев­щиков, но это были высококвалифицированные специали­сты, так что и с этой задачей мы справились». Алюминиевые профили для подвесных потолков по бар­теру выменяли на только что открывшемся заводе алюми­ниевых изделий в Броварах. Осветительные приборы, установленные вдоль лестниц, были изготовлены электро­ремонтным цехом Полтавского ГОКа. А вот мягкие кресла для зрителей удалось найти аж в Польше.

Несмотря на все трудности, открытие Дворца культуры, ко­торый, напомним, сначала назывался просто клубом, состоя­лось, как и было запланировано, в конце декабря 1982 года.

 

Автор Дарья Кравчук

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Komsomolsk (22.04.2015)
Просмотров: 1404 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]